Что такое психоанализ и в чём его особенности

Психоанализ как наука

Психоанализ — это область психологии и метод психотерапии, занимающийся исследованием бессознательного и направленный на разрешение конфликтов через понимание внутреннего мира личности. Внимание психоаналитика акцентируется на влиянии прошлого опыта пациента (психотравм, аффектов, фантазий, поступков и т.п.) на его актуальную ситуацию и жизнь, в целом.

В более широком смысле, «психоанализ — это система теоретических знаний о человеке и практическое их использование при изучении разнообразных проявлений человеческой деятельности и лечении невротических заболеваний». (В. Лейбин «Психоанализ»).

Есть некоторые спекуляции на тему того, что психоанализ не является наукой, так как его результаты невозможно научно доказать. Такой подход пускает нас по ложному пути, ведь тогда любая гуманитарная дисциплина, например, философия, не может считаться наукой. Психоанализ, безусловно, является научной дисциплиной, так как у него есть концепция, которая развивается и углубляется, благодаря многочисленным исследователям в этой сфере.

Психоанализ как психотерапевтическое направление - это персоноцентрированный метод. То есть в центре изучения стоит не "болезнь" или симптом, а личность человека. Целостный подход крайне важен и позволяет делать акценты на ресурсных аспектах личности, а не акцентироваться на патологических её частях.

Основным понятием психоанализа является понятие бессознательного. В нём скрыты влечения, импульсы, желания, мотивы, конфликты, которые не согласуются с сознательным восприятием и при этом оказывают сильное влияние не только на поведение человека, но и на его представления о себе. То есть отличие психоанализа от других видов психотерапии заключается в том, что объектом исследования становится вся психика человека в целом, а не только её осознаваемые части.

Психоанализ не ставит своей основной целью «проработать» тот или иной симптом и избавиться от него. Как свидетельствует практика, через некоторое время симптом может проявиться вновь в разной степени выраженности.

Главная задача - установить глубинную природу симптома, обнаружить источник страданий и проанализировать путь трансформации переживания в симптом. Способность человека к саморефлексии - важнейший ключ к изменению своих установок и поведения, к преодолению тревоги и страха, к формированию адекватных копинг-стратегий (сте­реотипов) поведения.

А в чём же роль психоаналитика?

Кажется, если человек сам способен рефлексировать, анализировать своё поведение и находить связи между своими поступками и возникающими за этим чувствами, то зачем ему аналитик?

Дело в том, что чаще всего люди не видят связь между особенностями своей личности и теми событиями, которые происходят с ними в жизни. Ответственность за сложившуюся картину мира перекладывается на сам мир. «Не я такой. Жизнь такая!»

Психоаналитик становится зеркалом, которое бережно и с высокой степенью уважения помогает повернуть взгляд человека на самого себя и тем самым объективизировать картину мира. Это получается за счёт двух важнейших явлений: переноса и контрпереноса.

Перенос – это те чувства, которые испытывает пациент к аналитику как к значимому объекту. И эти чувства близки тем, которые он испытывал к своим родителям (чаще матери) и которые являются базовыми для него.

Контрперенос – это чувства, которые аналитик испытывает к пациенту (и которые пациент бессознательно провоцирует в психоаналитике). Сакральные знания психоанализа с помощью контрпереноса помогают определить важные семейные паттерны и механизмы защиты, которые использует пациент. Затем эти чувства обрабатываются психоаналитиком и возвращаются пациенту в приемлемом (не травмирующем) виде.

Например, пациент идеализирует свою мать. Тогда он может быть неспособным признать, что испытывает обиду или злость на неё. Как бы ни пытался он самостоятельно проанализировать свои чувства, его попытки будут «разбиваться» о механизмы защиты. Такую же обиду и злость пациент будет испытывать к аналитику как к значимому объекту. Но из-за механизма идеализации он не сможет этого проявить (или даже осознать). Аналитик же в контрпереносе может ощутить злость и предположить, что это злость пациента на мать. И он сможет мягко вернуть пациенту его чувство и сделать его более осознанным и доступным для дальнейшей интерпретации.

Прочитав вышесказанное, вы можете понять слова Юнга: "Психоанализ является научным методом, требующим известных чисто технических приемов".

Результат психоанализа

Результатом психоаналитического процесса становится изменение уровня функционирования личности (изменение мышления, эмоционального восприятия себя и мира) и повышение уровня социальной адаптации.

Вопреки ожиданиям клиента, которые сформировались в детстве, когда он общался со взрослыми, психоаналитик не осуждает, не оценивает и не «отпускает грехи». Чаще всего психоаналитик будет избегать каких-либо оценочных суждений. Он будет следовать основной задаче психоанализа - помочь человеку понять и принять себя, плавно освобождаясь от привычных штампов мышления, тупиковых заблуждений, внут­ренней цензуры и неадекватной самокритики.

Основные инструменты психоанализа

Итак, основные инструменты психоанализа, как уже написано выше – это перенос и контрперенос. Есть ещё важные дополнительные инструменты, которые делают этот метод по-настоящему глубинным и очень эффективным.

Один из них – это «свободные ассоциации» - всё то, что приходит в голову человеку, ничем не сдерживаемая и никем не ограничиваемая спонтанная речь. Очень часто люди, впервые обращающиеся за помощью к психоаналитическому психотерапевту, испытывают трудности с тем, чтобы спонтанно говорить (или даже спонтанно мыслить). Внутреннее ожидание осуждения и обесценивания блокирует способность свободно выражать себя.

Создание безопасной среды, наполненной уважением и принятием, помогает человеку раскрыться и начать проявлять себя. Тем самым повышается ощущение собственной значимости, своя роль в окружающем мире и, в след за ней, чувство собственной ответственности.